Главком едет брать штаб // летающий
15 сентября 2005 года

По сведениям „Ъ“, главком намерен обсудить проблему затянувшейся постройки самолета Ту-214 для нужд ВВС России. В пресс-службе ВВС утверждают, что первая машина, оборудованная под летающий штаб министра обороны России Сергея Иванова должна была поступить на вооружение еще в начале этого года. В свою очередь руководство КАПО объясняет неготовность к сдаче «летающего штаба» отсутствием достаточного финансирования из бюджета Минобороны.

По сообщению пресс-службы правительства Татарстана, приезд генерал-полковника Владимира Михайлова носит неофициальный характер и «больше связан с торжественными мероприятиями». Ожидается, что генерал армии явится центральной фигурой в церемонии награждения курсантов военного артиллерийского училища, ставших стипендиатами благотворительного фонда Владимира Потанина. В настоящее время конкурсные отборы среди курсантов проходят среди 72 военных вузов России (будущим стипендиатам будут выплачиваться по 2 тыс. руб.). Видимо, господину Михайлову и предстоит назвать имена стипендиатов Приволжско-Уральского округа. Впрочем, программа поездки главкома в Казань штабом ВВС РФ до сих пор не утверждена.
Однако, как стало известно „Ъ“, большую часть времени главком собирается провести на КАПО им. Горбунова, где будет созвано рабочее совещание по трем ключевым для российских военно-воздушных сил вопросам. Во-первых, ему предстоит оценить темпы модернизации последних двух стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, которые находятся в производственном заделе КАПО. Напомним, что еще в начале года главком заявлял, что для введения их в состав эскадрильи ВВС предстоит отремонтировать одну машину, а вторую — достроить. Во-вторых, предполагается обсудить предпродажную подготовку сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 для ВВС Индии.
Наиболее сложным и противоречивым может оказаться разговор вокруг затянувшегося строительства Ту-214, создаваемого в качестве летающего штаба для министра обороны России Сергея Иванова. Закладка самолета для ВВС была осуществлена в 2003 году, его первоначальная стоимость оценивалась в $30 млн. Как сообщил источник „Ъ“ в ВВС, летающий штаб должен поступить на вооружение 8-ой дивизии особого назначения в начале этого года, но его сдача срывается «по вине производителя». Между тем, переход на эксплуатацию казанского лайнера для министра обороны с каждым годом становится все более актуальным. В настоящее время господин Иванов осуществляет перелеты на старом Ил-62, который не соответствует требованиям ИКАО по шумам. Как пояснил источник „Ъ“, при пересечении воздушного пространства европейских стран ВВС вынуждено платить штрафы за нарушение экологических норм. По некоторым сведениям, штраф за прилет в европейский аэропорт самолета, не отвечающего соответствующим требованиям, составит порядка 10% от стоимости рейса по тарифам IATA. В Испании, например, это может вылиться в сумму $50-100 тыс. Штрафы в аэропорту Берлина составляют 5 тыс. евро, а при повторном превышении в течение трех месяцев — 50 тыс. евро.
Между тем, КАПО объясняет неготовность машины к сдаче отсутствием достаточного финансирования из бюджета Минобороны. «При таких скромных и явно недостаточных объемах поступления денег мы вообще никогда не построим летающий штаб», — заявили „Ъ“ на заводе. По словам собеседника „Ъ“, в подготовленных к совещанию рабочих документах этот вопрос обозначен не иначе как «тема», а источники финансирования до сих пор не определены.

Луиза ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Казань"